115035, Москва, ул. Пятницкая, д.18, стр.3
+7(495)108-108-7
info@branan-legal.ru
Telegram-канал Практическое КУ
Eng    Рус

В 2012 году вступают в силу законы «Об инвестиционном товариществе» и «О хозяйственных партнерствах», имеющие важное значение для осуществления коллективной инвестиционной деятельности и реализации инновационных проектов.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе», закрепляющий правовые условия реализации совместных инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества.

Действующее российское законодательство содержит несколько правовых конструкций, позволяющих осуществлять коллективную инвестиционную деятельность (в том числе, с использованием возможностей договорных конструкций товарищества на вере, договора простого товарищества). Вместе с тем, все они обладают рядом недостатков правового регулирования, таких как: наличие большого количества императивных норм, проблем выхода из проекта и другие.

В новом нормативно-правовом акте были учтены особенности осуществления коллективной инвестиционной деятельности путем создания новой договорной конструкции – договора инвестиционного товарищества.

Важными особенностями конструкции договора инвестиционного товарищества являются:

  • Субъектный состав договора: в соответствии  с положениями нового закона сторонами договора могут быть коммерческие и некоммерческие организации (в случаях, установленных законом), индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и организации. Таким образом, физические лица не могут быть стороной договора инвестиционного товарищества. Также ограничено максимальное количество участников  — не более пятидесяти.
  • Ограничение по совершаемым сделкам: закреплена возможность установления ограничений по объему и размеру сделок, совершаемых одним или несколькими управляющими товарищами, в том числе в отношении одного лица или группы лиц. При этом закон вводит понятие инвестиционной декларации, закрепляющей, в том числе ограничения по совершению сделок.
  • Порядок  ведения общих  дел  товарищей: в  соответствии с новым законом, принятие решений, касающихся общих дел, осуществляется по общему согласию всех товарищей, но законодательно установлена возможность предусмотреть иной порядок принятия решений в договоре инвестиционного товарищества. Важным нововведением является возможность участия товарищей в принятии решений, касающихся общих дел посредством создания специального комитета товарищей (инвестиционного комитета) В состав данного комитета на основании доверенностей могут входить представители товарищей. При создании комитета товарищей в договоре должен устанавливаться порядок его формирования, созыва и проведения собраний.
  • Основания прекращения участия в договоре инвестиционного товарищества: важным положением является закрепление возможности отказа управляющего товарища от участия в договоре только в случае письменного согласия на такой отказ всех участников договора. Отказ товарищей, не являющихся управляющим, от участия в договоре возможен, в случае если такое право установлено договором инвестиционного товарищества.
  • Ответственность товарищей: размер ответственности различается в зависимости от основания возникновения ответственности, статуса контрагента и вида товарищей. Кроме того установлено, что соглашение участников договора об устранении или ограничении ответственности товарищей, предусмотренной законом, является ничтожным.
  • Определение пределов уменьшения неустойки: для сторон законом предоставлена возможность предусмотреть в договоре инвестиционного товарищества критерии для определения пределов уменьшения судом неустойки в зависимости от степени и последствий нарушения обязательств. Учитывая широкую практику по уменьшению неустойки  в судебном порядке, указанная новелла позволяет максимально обеспечить защиту прав и интересов сторон.

В конструкции договора инвестиционного товарищества законом предусмотрено большое количество диспозитивных норм, предоставляющих участникам  возможность выбора модели деятельности и структуры реализации проекта. Тем самым, появляется возможность более гибкого оформления отношений между участниками в части определения объема прав и обязанностей сторон, условий приема и выхода товарищей, согласования условий распределения прибыли и голосования в рамках реализации инвестиционного проекта, а также урегулирования иных условий.

В связи с принятием данного нормативно-правового акта с 1 января 2012 года также вступил в силу закон, обеспечивающий реализацию положений Федерального закона «Об инвестиционном товариществе»  и предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах», предусматривающий создание новой организационно-правовой формы юридического лица – хозяйственного партнёрства.

Закон был принят в целях создания специальной организационно-правовой формы юридического лица, учитывающей особенности реализации венчурных проектов. Существующие организационно-правовые формы не в полной мере позволяют учесть особенности инновационных проектов, в том числе в связи с наличием излишнего количества императивных норм.

Так, имеющиеся формы осуществления инвестиционной деятельности (в том числе, с использованием закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), обществ с ограниченной ответственностью (ООО), акционерных обществ (АО) не предоставляют участникам инвестиционного проекта, с одной стороны – достаточную степень свободы в определении своих прав и обязанностей, с другой стороны – достаточную правовую защиту.

В соответствии с законом хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управление деятельностью которой осуществляют  участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, предусмотренном соглашением об управлении партнерством.

Особенностями новой организационно-правовой формы являются:

  • предоставление участникам достаточно высокой степени свободы при определении условий деятельности и управления партнерством;
  • возможность  заключения соглашения об управлении, содержащего любые не противоречащие законодательству условия, при этом, сторонами такого договора помимо участников партнерства могут быть также партнерство (если это предусмотрено уставом) и иные лица;
  • в отношении новой организационно-правовой формы отсутствуют жесткие требования к системе, структуре и полномочиям органов управления (законом предусмотрено лишь обязательное избрание единоличного исполнительного органа).

Таким образом, в связи с отсутствием детально определенных правил, участникам предоставляется возможность закрепить условия осуществления деятельности, которые будут максимально  отвечать требованиям проекта. В этой связи, особую значимость приобретает соглашение участников, которое может содержать условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, кроме того в соглашении могут быть урегулированы иные права и обязанности участников партнерства, не предусмотренные законом, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей.  Аналогичная норма в настоящее время действует в отношении соглашений акционеров/участников АО и ООО, однако в отношении хозяйственного партнерства законодательно прямо закреплена возможность участия  в соглашении третьих лиц и самого общества, а также более детально урегулированы вопросы, связанные с обеспечением исполнения обязательств по соглашению.

Ключевыми положениями, которые стороны могут закрепить в соглашении, являются:

  • права участников партнерства на непропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право «вето» по определенным вопросам, а также право на непропорциональное участие в распределении прибыли, в покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;
  • ограничения прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
  • порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц;
  • условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников партнерства;
  • порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с  законом;
  • обеспечение прав участников в случае нарушения условий соглашения об управлении партнерством, а именно – предусмотрено право стороны требовать понуждения к исполнению соглашения, признания в судебном порядке недействительными решений органов управления и сделок, совершенных  в нарушение соглашения;
  • а также иные положения, предусмотренные  законом.

Кроме того, закон не предусматривает минимальный размер складочного капитала компании. В то же время, не допускается освобождение участника от внесения вклада и неисполнение данной обязанности может являться основанием для исключения участника из партнерства.

Закон также определяет допустимое  количество участников (от двух до пятидесяти), и предусматривает запрет на учреждение партнерством других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций).

Использование новой организационно-правовой формы возможно не только в целях реализации инновационных проектов, но также и в иных сферах бизнеса, однако при выборе данной организационно-правовой формы участникам необходима проработка всех условий осуществления проектов и их детальное закрепление в документах,  разрабатываемых при реализации проекта.

По мнению партнера Branan Legal Максима Бунякина, новые конструкции являются эффективным инструментом, обеспечивающим реализацию инвестиционных проектов, использование таких механизмов позволит учесть специфику совместного осуществления инвестиционной деятельности. Новые конструкции могут использоваться наряду или в сочетании с «традиционными» формами коллективной инвестиционной деятельности.

С текстами законов Вы можете ознакомиться по ссылкам:  Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе»  Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах»