В развитие темы IPO разберем, каким требованиям должна отвечать компания для успешного размещения (вместе с нашим партнером и коллегой Станиславом Васильевым).
- Качественное КУ.
Это один из важнейших факторов, фундамент всего процесса IPO, без которого сложно рассчитывать на доверие инвесторов. Безусловно, корпоративно-правовой гигиене нужно уделять большое внимание не только перед IPO, но и в обычной жизни компании.
- Размер компании.
По практике 2024 г., на IPO чаще выходят компании с малой (до 30 млрд ₽) и средней (30-100 млрд ₽) капитализацией. Но и сегмент МСП активно подключается к теме публичного размещения акций.
- Объем привлекаемых средств.
Объемы размещений сильно различаются. Несколько примеров прошлого года (аналитика на Мосбирже здесь):
- МТС-Банк – 11,5 млрд ₽;
- Промомед – 5,75 млрд ₽;
- МФК «Займер» – 3,45 млрд ₽;
- КЛВЗ Кристалл – 1,15 млрд ₽.
- Объем пакета акций к продаже (free-float).
Cреднее значение доли акций в свободном обращении (free-float) – 11% от капитала, но бывают и исключения – например, 34% у компании ЕвроТранс. Также Банк России не исключает снижения до 10% для крупных компаний с капитализацией от 60 млрд ₽.
- Прозрачность и раскрытие информации.
Это обязательное условие. При подготовке важно в т.ч. следующее:
- проспект ценных бумаг;
- финансовая отчетность по МСФО (процесс начинается задолго до размещения);
- вопросы ESG/устойчивого развития;
- внимательное отношение к процессу раскрытия информации и еще более внимательное – к теме ее закрытия.
- Динамика развития.
Для инвесторов желательно, чтобы перед размещением у компании был рост выручки и других ключевых показателей на 15-25%. Достичь этого можно через:
- грамотно разработанную стратегию повышения акционерной стоимости;
- приобретение ликвидных активов и продажу непрофильных;
- активное участие в аналитических обзорах, комментариях экспертов и др.
- Публичная кредитная история, успешный опыт заимствований.
Опыт размещения облигаций на бирже и хорошая кредитная история положительно влияют на имидж эмитента и доверие инвесторов.
- Четкие цели IPO.
Например:
- привлечение средств на развитие бизнеса;
- снижение долговой нагрузки;
- реструктуризация долга;
- покупка других активов (M&A);
- возможность выхода для текущих акционеров (cash-out).
- Взаимодействие с инвесторами (investor relations).
Постоянный диалог с инвесторами важен как до, так и после IPO. Необходимо регулярно готовить и раскрывать существенные факты, отчеты эмитента и финансовую отчетность, а также вести профильные интернет-ресурсы (тг-каналы и др.).